<strong>«Вернём игру детям!»</strong>

«Вернём игру детям!»

Вы можете сохранить статью, чтобы ознакомится с ней позже.

Паспорт проекта:

• Название проекта: «Вернём игру детям!».

• Тема проекта: «Проблемы игры современных дошкольников».

• Автор проекта: Сирота Марина Вениаминовна, воспитатель подготовительной группы «Звёздочки»

• Участники: воспитанники подготовительной  группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

• Вид проекта – инновационный, практико – ориентированный, долгосрочный, групповой.

• База проекта – МБДОУ «Детский сад №6»

• Срок реализации: октябрь 2021г-май 2022 г.

Характеристика проекта:

Проблема:
В современной семье приоритетом являются отношения между родителями. Детско-родительские отношения уходят на второй план. Наблюдается возложение ответственности за воспитание и развитие ребёнка на третьи лица. Происходит упрощение организации совместных семейных досугов, утрачивание семейных традиций, минимизируется роль детской игры вообще.

 Актуальность проблемы:

1. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка, одним из основных принципов которых является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей всестороннее развитие ребёнка.

2. Научно-теоретический аспект. Актуальность данной проблемы в современных условиях связана с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении современного общества на первый план выдвигается проблема социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества, в котором ему предстоит жить. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения,  игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и педагогов Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Н. Я. Михайленко.

Игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем, развивают физическую выносливость и умение соблюдать определённые правила. Проигрывая различные жизненные ситуации в сюжетно-ролевых играх, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Инновационность проекта:
родители принимают участие не только в  непосредственно реализации проекта, но и в совместном изучении проблемы, его разработке.

Цель:
повышение компетенции педагогов и родителей в вопросах значения детских игр и признание детской игры —   интерактивным методом во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи:

1. Изучить теоретический аспект по проблеме «Социализация дошкольников посредством детской игры».

2. Разработать систему взаимодействия c родителями и воспитанниками по проблеме «Социализация дошкольников посредством детской игры».

      Повысить уровень знаний родителей в игровой деятельности;

 3. Обогатить содержания игр, создать интерес к новым сюжетам;  использовать игры как формы, средства организации детской жизни, как методы интеллектуального развития ребенка, подготовки его к школе, развития«детского общества».

.4. Формировать навыки сотрудничества, общения, сотворчества родителей и детей.

5. Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить       усилия для  развития и воспитания детей.          

 6. Познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.       

  7. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся  ценными с  педагогической точки зрения.

8. Изготовить оборудование и помочь детям организовать сюжетно- ролевую игру «В Сбербанке», оказать помощь в развитии сюжета игры.

  9. Выявить уровень социально-коммуникативного развития детей и провести   сравнительный анализ по итогам реализации проекта.

Гипотеза проекта:
Если создать условия для игрового общения в детском саду и дома, то развитие и совершенствование форм, видов и средств общения у детей пройдет быстрее и успешнее

Прогнозируемые результаты:

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда нам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Содержание данного проекта охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, родителей и педагогов ДОУ, с учётом интеграции областей и тематических недель.

Проект не предъявляет требований к содержанию и объёму стартовых знаний, к уровню развития ребенка, и поэтому  предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в его реализации. Разработан проект в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и учитывает организацию по взаимодействию с семьями воспитанников.

Дети:
 — в результате совместных игр сформируются  положительные взаимоотношения между детьми и родителями, улучшится семейный микроклимат;
 — сформируются основные физические качества и потребность в двигательной активности;
 — родители станут привлекательными для ребенка игровыми партнерами, которые приносит в детскую игру новое содержание и новые умения;
 — сократится  перевес дошкольного образования   в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования.

       Родители:
— Пересмотрят  отношение к значимости детской игры;
 — осознают важность единых требований семьи и детского сада, сблизятся с педагогами и другими родителями;
 — будут принимать активное участие в подготовке и проведении различных игровых мероприятиях;
 — родители станут привлекательными для ребенка игровыми партнерами, которые приносит в детскую игру новое содержание и новые умения;
 — сократится  перевес дошкольного образования   в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования.

 Педагоги:
 — Будут продолжать способствовать сближению семьи и детского сада.
 — Помогут определить оптимальные пути взаимодействия в воспитательном влиянии на ребенка.
 — Познакомятся с традициями семей воспитанников

Реализация проекта:

        1 этап
        Информационно-аналитическое обеспечение проекта.

1.Создание инициативной группы по подготовке и осуществлению проекта.
2.Проведение анкетирования среди родителей подготовительных и старших групп на тему «Игра – это серьёзно?»
3.Опрос коллег — «В какие игры играют наши воспитанники?»
4.Знакомство с авторскими методиками руководства различными видами игр.
(Опубликовать на страницах группового сайта)

 — Методика Солнцевой Ольги Викторовны — «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм»

 — Ме­тодика комплексного руководства игрой. Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Н.Т       Гринявичене, А.Д. Саар, С.Л. Новоселовой              «Технологии игровой деятельности.»

  — Концепция формирования игры Н. Я. Михайленко                      «Технологии игровой деятельности».

Работа организуется инициативной группой и воспитателями. (сентябрь – октябрь)

         2 этап

Создание единого образовательного пространства «детский сад – семья».

1. Привлечение родителей к оформлению предметно – пространственной среды    группы. (ноябрь – январь);
2. Публикация в групповой стенгазете «Наша дружная семейка»         консультационного материала на тему «Роль игры в сохранении традиционных    семейных ценностей» с последующим обсуждением за круглым столом. (декабрь);
 3. Родительское собрание с анализом анкетирования «Игра – это серьёзно!»                                                                                   (последняя декада октября).
4.Заседание круглого стола « В преддверии Новогодних праздников». Раздача буклетов  — «Поиграйте вместе с детьми».
(последняя декада декабря);
5.Совместная деятельность. Организация и проведение праздника осени. Выставка поделок «Осень дарит чудеса».
(первая декада ноября);
6.День самоуправления для родителей «Организуем полноценную прогулку»;
(третья декада ноября);
7.Онлайн- консультация «Рождественские песни, стихи, игры» (четвёртая декада декабря);
8.Подготовка к Новогоднему утреннику. Выставка совместных поделок «Наша ёлка краше всех!» (Последняя декада декабря); 8. Публикация на страницах группового сайта материала на тему «Подвижные игры и их роль в развитии  личности ребёнка.» (январь);
9.Родительское собрание на тему «Осторожно – мультфильм!» (январь);
10.Альтернативное телевидению времяпровождение с детьми: мастер – класс: «Пластилинография и рисование мыльными пузырями» (февраль);
11.  «Роль эстафетных игр в старшем дошкольном возрасте» — обсуждение за круглым столом. Подготовка и проведение спортивного праздника, посвящённого дню защитника Отечества. (февраль);
12.  Знакомство родителей с электронной версией журнала «Мультмедиа   — издательство «Про игры и игрушки». (март);
13. Акция от бабушек «Дарим игру нашего детства» — «Весёлая резиночка». (апрель);
14. Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»;    воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней. Учить детей активно участвовать в совместных играх, изображать      характерные особенности поведения персонажей. (апрель); Книжкина неделя;
15.«На улице – не в комнате, о том, ребята, помните» — развлечение по правилам дорожного движения.
        (Совместная организация и проведение праздника) (март);
15. «Игры, направленные на профилактику дорожного травматизма с участием     детей». (Публикация на сайте группы с видеороликами)

16. «Фестиваль детских достижений» — итоговое совместное          мероприятие. (Выступление агитбригады, просмотр видеороликов по теме проекта, фотовыставка «Мы играли, мы играли и играть мы не устали…», (совместные игры на площадке).
Цель проведения фестиваля: формирование  опыта социального взаимодействия. (апрель)

 15. Заседание круглого стола «Её величество – игра!»
 — подвести итоги за прошедший год о взаимодействии воспитателя и родителей по проблеме.;
 — выявить индивидуальные особенности в развитии детей и наметить пути их развития вне детского сада; способствовать развитию инициативы родителей, умению общаться. (апрель)

3 этап:
Презентация опыта работы:
— подведение итогов проекта;
— обобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи;
— разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения. (май)

Используемая литература:

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. — М. : Просвещение, 1987.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. К. Бондаренко, — М. : Просвещение, 1983.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: — 1966. — № 6.
5. Никитин Б. П. Развивающие игры. — 2-е изд. — М. : Педагогика, 1985.
6. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. — Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.
7. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М. : Педагогика, 1978.
8. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателей. — М. : Просвещение,1974.
9. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. —

Вам также может пригодиться:
Вы можете сохранить статью, чтобы ознакомится с ней позже.
Top