Детская игра… Такая знакомая и, вместе с тем, загадочная.
У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности и играет большое значение в их развитии и воспитании. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, что способствует их социальной адаптации. Уже на этом этапе происходит дифференциация по гендерному признаку.
А что мы знаем о современной детской игре?
Эта статья для тех педагогов и родителей, кого волнует проблема вытеснения игры из жизни ребятишек.
содержание статьи:
Великие и знаменитые о роли игры в жизни ребёнка:
Д.В. Менджерицкая:
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».
К.Д. Успенский:
«В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».
В.А. Сухомлинский:
Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра — это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
А. С. Макаренко:
«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – игра».
Ж. Фабру:
«Игра – окно в мир взрослой жизни»
А. С. Спиваковский
«Игра — модель реальной жизни. Отражающая подлинность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес и превращений».
Большое значение игры для детей дошкольного возраста
Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра-деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом.
Говоря научным языком: игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой получают развитие нравственные, духовные, физические, коммуникативные качества характера ребенка, а также внимание, память, ловкость, мышление, находчивость, дисциплинированность, взаимовыручка.
ВАЖНО! Игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта, становления личности, то есть успешной социализации ребёнка. Для ребенка игра – средство самовыражения.
Третий год жизни маленького человека… и играя он говорит: «Давай, как будто…», «Это понарошку…», потому что малыш уже различает условную и реальную ситуации. Игра становится основным средством самореализации ребенка.
В игре он делает то, что у него «получается»: управляет самолётом, построенным из стульев, готовит обед для всей кукольной семьи, лечит «больного» Мишутку. Главное, в игре малыш ощущает себя лётчиком, хозяйкой на кухне, доктором в больнице и т.д.
-Игра – незаменимое средство всестороннего развития и воспитания ребенка. Знания, которые получают малыши дома и в детском саду, находят в играх активное применение и развитие, а значит, закрепляются:
-Во время игр ребята воспроизводят самые различные события из домашней и садовской жизни, эпизоды из сказок и даже сериалов. Игровые роли, в основном, малыши распределяют в соответствии со своими предпочтениями, интересами, своими мечтами. Умственная активность всегда идёт параллельно с развитием воображения.
Но у современных детей отмечаются затруднения с применением игрушек- заместителей. Скорее всего это связано с очень широким выбором игрушек у ребят. Отпадает необходимость вообразить, что кирпичик – булка хлеба, если существует набор игрушек – хлебо-булочных изделий.
Всё- таки гораздо полезнее, если малыш, прежде чем отправиться в полет, подумает и соорудит самолет; для магазина подберёт подходящие товары, а если их не хватает- изготовит сам. Таким образом, развивается смекалка, воображение, творческие способности, развивается образное мышление, способность к анализу и выводам.
-В игре ребенок получает опыт произвольного поведения: учится, без контроля со стороны взрослых, управлять собой, соблюдать, правила игры, сдерживать какие- то свои эгоистические желания, ради поддержания совместной игры со сверстниками, ради общей цели. Следовательно, получает развитие волевая сфера, способность контролировать своё поведение.
-Игра вообще имеет большое значение для развития эмоциональной сферы в целом. Ребёнок в игре воссоздаёт самые различные поступки людей, берёт на себя в игре разнообразные роли. Он проникает их чувствами и целями сопереживает им, а это означает, что он становится социальным. Это и есть начало зарождения нравственности.
-Игры, которые интересны детям, радостное настроение, делают жизнь детей полноценной. Потребность ребят в активной деятельности удовлетворяется именно в игре, где они обмениваются своим детским опытом, эмоциями, учатся их проявлять и сдерживать.
Даже в самых идеальных условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, не будет бодрым и активным, если он лишен возможности увлечённо играть со своими сверстниками.
-Игра позволяет ребенку повторять и проживать приятные жизненные моменты много раз. Например, мальчик с папой ходил в поход и теперь это приятное событие можно много раз повторять в игре.
На данном принципе построена игровая терапия. В, специально организованной взрослым игре, ребенок может неосознанно для себя проигрывать свои переживания, травму, до тех пор, пока напряжение не спадет, и переживание перестанет быть актуальным.
И такая терапия безопасна для ребенка. Таким образом, ребенку игра обеспечивает эмоциональное благополучие, имеет терапевтический эффект.
Разновидности игр
Как уже отмечалось, на развитие и воспитание дошкольников, особое влияние оказывают сюжетно-ролевые игры, которые организуются по инициативе самих ребят. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Ребенок понимает, что кукла и зайка – это только игрушки. Но он любит их как живых. Ребёнок знает, что он не летчик, но чувствует себя пилотом и гордится своей победой. Именно в этой форме игр развиваются навыки общения со сверстниками и эмоциональная сфера. Начинает происходить социализация зарождающейся личности.
Большое значение имеют подвижные игры.
Такие игры способствуют укреплению здоровья детей, в них отрабатываются навыки движения, способность «болеть» за товарищей и договариваться, следовать определённым правилам. (Знакомьтесь с занимательной игрой «Сортировка»)
Строительно-конструктивные игры. В основе таких игр положена деятельность ребят, в которой отображается окружающая жизнь в самых различных постройках. Игры с кубиками, конструктором, специальными строительными материалами развивают у детей конструктивные способности: пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, схеме, описанию, развивается мелкая моторика.
Особого внимания заслуживают дидактические игры. Это вид игр удовлетворяет познавательные потребности малышей.
Дидактические игры расширяют и систематизируют их представления об окружающем мире, формируют умение ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи). А хотите познакомиться с дидактической игрой в движении?
Знакомьтесь: «Непоседливые геометрические фигуры»
Пальчиковые игры. Учёными доказано, что развитие руки (мелкой моторики и координации движений) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики является показателем интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Если ребёнок имеет высокий уровень развития мелкой моторики, то он умеет рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Педагоги начальных классов утверждают, что современные первоклассники зачастую испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма.
Письмо – это сложный навык, который включает выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому педагоги – дошкольники прилагают усилия для развития механизмов, необходимые для овладения письмом.
ВАЖНО! В дошкольном возрасте на первом месте стоит именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте и к 6-7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики начинается задолго до поступления в школу.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
А вот вам занимательные, не совсем обычные игры для пальчиков и координации движений «Как Золушка»
Роль игры в формировании семейных ценностей
Семья для ребёнка -первый коллектив, где закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной роли: папы, мамы, дедушки, бабушки, брата, сестры, и т. д.
В сюжетно-ролевых играх ребята принимают на себя различные роли, действуют в соответствии с выбранной ролью. Важно, чтобы игра, сюжетом которой являются дом и семья, имела теплую семейную атмосферу, формировала положительные эмоции.
Поскольку в последнее время игра в «Семью» всё меньше пользуется популярностью, особенно у старших дошкольников, необходимо, чтобы взрослые включались в игру, вызывали интерес, а оборудование и игрушки должны быть яркими, привлекать внимание, вызывать у детей желание взять их в руки, использовать их в деятельности, «звать» в игру!
Сюжетно-ролевая игра «Семья» состоит из нескольких этапов: на начальном этапе взрослый обучает детей пеленать кукол, дети укладывают куклу спать в кроватку.
Зачастую и мальчики проявляют интерес и с удовольствием участвуют в этой игре, дублирую поведение в семье своих отцов. Применение должны найти выученные на музыкальных занятиях колыбельные песенки.
На следующем этапе расширяется игровая среда. Помимо спальни, больницы активно используются кукольная столовая и кухня в игровом уголке, оборудование и атрибуты к игре «Магазин», «Парикмахерская», «Строитель».
Я ввожу игрушки постепенно, знакомлю ребят с каждой игрушкой, объясняю, для чего она нужна и как правильно с ней играть. При этом отмечаю гендерные особенности мальчиков и девочек. Мальчики (мужчины, папы)- сильные, надёжные, щедрые. Девочки (женщины, мамы) — нежные, заботливые, ласковые.
С целью обогащения игр семейной тематики эффективными, организую и развиваю такие сюжетные линии, как «Заболела бабушки», «Юбилей мамы», «К нам гости пришли», «Семейные праздники», «Мама с дочкой готовят семейный обед», «Папа чинит мебель», «Уборка в доме – дело всей семьи», «Семья готовится к Новому году».
В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимоотношениях поколений, о традициях и обычаях в семье. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих близких так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации.
В ходе игр «Семья», «Дочки-матери» усваиваются термины родства, формируются представления о составе семьи, о взаимоотношениях и взаимопомощи в семье.
Поскольку дети, играя в «семью», копируют не всегда корректное поведение взрослых дома, педагогу нужно быть начеку и следить, чтобы атмосфера в игре была доброжелательной, чтобы в речи применялись слова вежливости.
Проблемы игры современных дошкольников
Дошкольное детство — возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.
Игра — самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста.
Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми.
В последние годы многие ученые и педагоги- практики встревожены тенденцией исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте и явным перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему всевозможного дополнительного образования.
Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.
Между тем культура игры в современном мире теряет свои позиции.
-Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития — живое общение и игра.
-Наши ребята все реже включаются в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства.
-У детей очень много игрушек, но, как показывают наши наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование.
-Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, Барби, скрепышей в детской субкультуре считается престижным.
-Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям.
-Телевизор, компьютер или телефон ныне лучший друг ребенка.
-Часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Без помощи взрослого игра затухает, не имеет развития.
-Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице.
-Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры».
-Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.
Сегодня редко мы видим такой игру, как ее описывал Даниил Борисович Эльконин. Ролевые игры отличаются однообразием и изменить течение игры трудно даже опытному педагогу…
С изменением социокультурных условий жизни детей, которое с большим ускорением происходит в последнее время, влечёт за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития. Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные ребятишки?
Это игры, заимствованные из мультфильмов, очень популярны игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человеков-пауков, фей Винкс. Эти персонажи представлены типичным набором простейших действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны, а все проблемы рассматриваются с позиции силы.
Чтобы изменить ситуацию, взрослые (!) должны помогать ребятам в организации разнообразных игр, которые будут способствовать успешной социализации наших детей.
Жизнь взрослых теперь, зачастую, не является основой содержания игр. Место близких взрослых заменили виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач и просмотров видеороликов непонятных блогеров.
Ещё одной из причин исчезновения игры, можно назвать современный рынок профессий.
В последнее время дети не знают, чем на работе занимаются их родители. В графе должность — риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются.
Сложившаяся ситуация побудила поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников — как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.
Педагогический проект «Вернём игру детям!»
Заинтересовало? Ознакомьтесь с проектом!
ВАЖНО! О большом значении игр в жизни детей можно и нужно говорить! Если вы тоже неравнодушны к этой актуальной теме, которая которую нельзя замалчивать, поделитесь статьёй в социальных сетях, если вы хотите что- то дополнить или оспорить- комментируйте! Главное, не оставайтесь равнодушными! Только от нас с вами зависит, каким будет детство у наших малышей и какими они станут в будущем. А оно — не за горами: время- быстротечно!